Cyberpunk 2077: Phantom Liberty или есть ли жизнь в киберпанке спустя 3 года после релиза

3 года назад миру явилась Cyberpunk 2077 - долгострой от CD Project RED. Игра получилась довольно противоречивой и постоянно мелькала в заголовках игровых изданий и блогеров.

Я прошел её на релизе и даже написал небольшой обзор. Игра тогда мне понравилась и появились даже какие-то планы:

В планах еще много всего. Есть цель добить платину, оценить игру за мужского Ви, как минимум перепройти на секретную концовку. Думаю, этим обзором можно подвести черту под темой Киберпанка.

Интересный факт: ничего из этого я не выполнил. У меня такое постоянно - я прохожу игру, ставлю какие-то дополнительные цели для себя по типу "добить платину", но потом интерес угасает и эти цели так и остаются невыполнеными. Да и в целом я не нахожу особенного удовольствия в получении всех ачивок в игре, так как в какой-то момент это перерастает в задродство. Во время перепрохождения Ведьмака (примерно сразу после киберпанка) я пытался идти по всем квестам и зачищать все знаки вопросов на карте, но в какой-то момент терпение моё закончилось и я ограничился лишь прохождением допквестов и выполнением заказов.

Так получилось, что все эти три года я не возвращался в киберпанк. Почти. Один раз я заходил, чтобы проверить новый компьютер - на этом всё.

Тем временем поляки усердно работали над игрой и я периодически читал списки изменений. Какого-то сильного желания заходить в игру с целью перепройти с нуля у меня не было. Я для себя решил, что оптимально будет заняться перепрохождением, когда выйдет Новая игра+. (Спойлер: по заявлениям разработчиков этот режим не входит в их планы).

Нельзя сказать, что я сильно ждал выхода Phantom Liberty. В сентябре было не до этого, и я лишь фоном читал новости, связанные с этим дополнением, но тем не менее пропустил мимо прохождения от стримеров, которых я смотрю - чтобы особо не спойлерить себе сюжет.

Осложняло все ещё то, что покупка дополнения в России невозможна. Да, можно много рассуждать о том, что "если разработчики не хотят наших денег, то и флаг им в руки", но лично мне не хотелось мучаться с сейвами или проходить игру с нуля на пиратской версии.

Желание пройти дополнение появилось внезапно. Шли длинные январьские праздники, я смотрел нарезку смешных моментов Рекрента за 2023 год, и в одном из клипов был киберпанк. И я понял - пора.

На самом деле, с покупкой все обстоит дело куда проще. На всяких онлайн-площадках можно легко купить гифт для Steam. Не требуется передавать аккаунт или вводить какие-то ключи - на странице покупки указывается ссылка на аккаунт, и через 5 минут добрый бот уже дарит тебе свежую копию дополнения.

Легко и просто, только деньги неси.

Факт того, что в дополнении отсутствует русскоязычная озвучка меня не особо смутил. На старте я сразу переключил язык озвучки на английский, чтобы не ловить диссонанс от переключения между голосами и языками. Субтитры есть, да и в целом речь легко воспринимается на слух.

По итогу получилось немного смешанное прохождение: я проходил Phantom Liberty, закрыл несколько веток из основного сюжета и прошел финальную стадию на ещё одну концовку.

Что стало с игрой?

Зайдя в игру и немного покатавшись, я понял, что вообще не помню, какой была игра на релизе. Совершенно.

Конечно, разработчики заботливо сообщают нам о глобальных изменениях. Из того, что сразу бросилось в глаза - новая система распределения навыков, возможность носить косметическую одежду вместе с одеждой, которая дает статы и стрельба из машины. Спустя три года все эти нововведения выглядят очень естественно и кажется, что игра была такой всегда.

Одно из обновлений, которое привлекло моё внимание - метро. Напомню, что метро появилось в трейлере с E3 2018, но на релизе его не оказалось. И вот, оно появилось в обновлении 2.1. Нужно ли оно было? Спорный вопрос. Я прокатился на нем два раза.

Моя первая неподдельная реакция на появление метро в игре

Метро здесь больше играет на погружение, нежели несет какую-то геймплейную или сюжетную функцию. При желании реально можно добраться из точки А в точку Б на метро, но на мой взгляд это подходит лишь для того, чтобы покататься по городу и полюбоваться видами из окна. Фактически есть два варианта - ты садишься и едешь в вагоне, причем поезд едет довольно медленно - это не практично, когда есть машины. Второй вариант - фаст-тревел, но на станцию метро. Опять же, не особо понятно, зачем, когда точки фаст-тревела встречаются гораздо чаще, чем станции.

Еще одно прикольное нововведение - переносное радио. Насколько я помню, на релизе радио было только в машине. Видимо разработчики подумали, что в будущем не будет никаких проблем установить имплант, который транслирует прямо в голову г̶о̶л̶о̶с̶а̶ радио. Я пробегал всё время с радио Вексельстрём - первое что попалось, а музыка в целом приятная.

Удобно сделали новую систему одежды. Теперь характеристики не привязаны к внешнему виду - можно одеться как чорт, и при это дополнительно надеть шмотки, которые вляют на броню, но при этом они не отображаются на персонаже. Всю игру я пробегал в стиле "Ви из российской глубинки"

Вы теперь одеты как чёрт.

Патч 2.1 добавил в игру и возможность ходить на свидания со своими возлюбленными. Здесь это реализовали в качестве дополнительного квеста, когда можно позвонить своему партнеру и забить свидание где-нибудь в мегабашне. По наполнению это похоже на завершение дополнения "Кровь и вино" в Ведьмаке, когда в Корво Бьянко приезжает Трисс, Йеннифер или Цири, с которыми можно перекинуться парой слов по сюжету. Помимо этого, также иногда партнер пишет тебе с целью узнать, как дела или чем-то поделиться. Опять же, нововведение не критичное, но немного разбавляет опустевший мир после завершения сюжетных линий.

Судя по патчам и новостям переработали финальный файт с Адамом Смэшером. Честно признаться, я вообще не помню, какой был файт на релизе, но как по мне - особо ничего не поменялось. Для этого под чутким наблюдением Димасика решил перепройти финальную стадию игры. Однако, моя Ви была довольно сильно раскачана и Смэшер был что-то вроде рядового босса из миссий про киберпсихоз.

Если в целом говорить о том, как поменялась игра, то я не сказал бы, что все эти изменения значительно влияют на геймплей. За эти три года игра стала более насыщенной. Конечно, радует, что разработчики поправили какие-то баги, улучшили оптимизацию, но я бы не сказал, что все эти патчи изменили игру до неузнаваемости.

Phantom Liberty

«Призрачная свобода» — это сюжетное дополнение, привносящее элементы шпионского триллера в игру Cyberpunk 2077. Вернитесь к роли кибернетически усовершенствованного наёмника Ви и станьте шпионом НСША, чтобы спасти саму главу государства. Найдите союзников в Пёсьем городе, самом опасном районе Найт-Сити, чтобы распутать клубок шпионских и политических интриг. Сможете ли вы выполнить задание, от которого зависит ваша жизнь?

Собственно "виновник торжества", из-за которого я пишу этот текст - дополнение Phantom Liberty.

Поляки со времен третьего Ведьмака делают сюжетные дополнения, которые сопоставимы по своим размерам и контенту с некоторыми полноценными ААА играми. Phantom Liberty не стало исключением - дополнение добавляет новую локацию, дополнительную сюжетную линию, второстепенные квесты, персонажей и многое другое. Однако, есть одно важное отличие "Призрачной свободы" от аналогичных сюжетных дополнений в Ведьмаке - действия происходят до завершения основного сюжета.

В целом подход понятен - Cyberpunk 2077 полностью завершает историю Ви. Напомню, что после прохождения основной сюжетной линии и финальных титров, игрока возвращают в точку перед финальным заданием, а не после него (в отличие от Ведьмака). При этом дополнение открывает новый вариант концовки.

Дополнение начинается со звонка от Сойки - нетраннера, находящегося в самолете, который вот-вот приземлится в Найт-Сити. В самолете летит президент НСША, и Ви снова предстоит всех спасти.

Действие дополнения почти полностью происходит в Песьем городе - закрытом от свободного посещения районе Найт-Сити. Пёсьим городом управляет полковник Курт Хансен - бывший военный, фактически захвативший власть над районом. Хансен является одним из антагонистов дополнения. Сам по себе Хансен и Пёсий город - одна большая отсылка к Apocalypse Now. Советую посмотреть этот легендарный фильм, чтобы понять, о чем я.

Полковник Курц (зачеркнуто) Курт Хансен

Пёсий город - то, что сходу впечатлило меня и не отпускало до самого завершения дополнения. Кажется, что разработчики возвели критерий Дозуа "High tech. Low Life" в абсолют. По сюжету этот элитный район во время войны стал плацдармом и местом боевых действий, а после был захвачен Хансеном без шанса на возвращение к нормальной жизни. Район имеет постапокалиптический вид с главным отличием в виде толп людей на улицах. Песий город мог бы быть идеальной локацией в каком-нибудь Metro или Mad Max. При этом понятно, что в такой атмосфере обитает точно не элита Найт-Сити. На улицах толпы наркоманов, постоянно происходит стрельба и погони, но при всем при этом Хансен зовёт элиту Найт-Сити на вечер в самом центре Песьего города.

После одного из важных сюжетных поворотов дополнения заметно, как разработчики пытаются передать изменения - бандиты на улицах становятся агрессивнее и в целом мир меняется. Например, была ситуация, когда я ехал по своим делам, а бандиты протаранили другую машину и произошло ДТП. Вообще, с улучшением ИИ во всех этих патчах мир стал более живым, за это разработчикам отдельный респект.

Для продвижения дополнения разработчики выбрали тот же самый путь, что и для основной игры - пригласили Идриса Эльбу. который подарил внешность и голос Соломону Риду - одному из главных действующих лиц "Призрачной свободы". Рид - агент разведки в отставке. После одного из заданий он залёг на дно в Пёсьем городе и теперь должен помочь Ви разрулить всю эту ситуацию с самолётом и президентом НСША.

Легенды

Не стоит обольщаться, что Рид будет постоянным помощником Ви в каких-то заданиях. Это не болванчик, как во многих играх, который бегает рядом с игроком, никогда не умирает и почти не вносит импакта. Он выполняет роль своеобразного куратора и командира - говорит, что надо делать. Миссий, где нужно делать что-то вместе с Ридом - одна, две. Зато и проработаны они что надо - например, в одной из миссий предстоит прикрывать его из снайперского гнезда, нейтрализуя противников и взламывая устройства.

Несмотря на то, что при создании других персонажей дополнения не участвовали известные актеры, они тоже получились довольно яркими и запоминающимися. Речь про Сойку и Алекс. Как это и бывает в играх CDPR, эти героини получили раскрытие достойное раскрытие.

Атмосфера дополнений во многом напоминает фильмы по типу Миссия невыполнима, когда разрабатываются всякие сложные планы, используются всякие секретные чертежи, карты, потайные проходы. Одна из главных киллер-фич дополнения - возможность принимать личность другого человека за счет специальных имплантов. Но миссий, где это применяется - довольно мало, хотя они критичны для движения по сюжету. Немного не хватило. Ещё заметил, что многие задания сами толкают на стелс. Несмотря на то, что моя Ви по своему сетапу больше танк, нежели нетраннер или ниндзя, во многих миссиях я старался пройти незаметно.

Нельзя обойти вниманием и дополнитльную концовку. Изначально я прошел игру без этой опции, но мне было интересно, поэтому я загрузился на сейв и сделал другой выбор, чтобы посмотреть эту концовку. Как я уже сказал, действия дополнения вписаны в основной сюжет, поэтому когда я говорю про концовку, то имею ввиду именно концовку игры, а не дополнения. И здесь CDPR действительно разгулялись. Концовка максимально не похожа на остальные и по факту представляет собой интерактивное кино с выбором опций в диалогах. В целом это довольно грустный финал со всех точек зрения, но кому-то он может прийтись по душе.

Ещё немного про игру в целом

Играя, я ловил себя на мысли, что уделил Киберпанку довольно мало времени. Мне действительно нравятся такие игры - где выдерживается баланс между повествованием и геймплеем, а иногда игра и вовсе уходит в чистое повествование, предлагая нам полтора часа игровых катсцен с редкой примесью геймплея. Кто-то может поспорить с качеством такого подхода и есть мнения, что это больше интерактивное кино, чем игры. Да, такие игры, как Cyberpunk 2077 - это своего рода кино, но в центре внимания которого оказывается игрок и игрок волен определять свою историю. И это, лично для меня, высшая степень погружения.

Конечно, снова и снова хочется говорить о том, насколько глубоко CDPR прорабатывают свой мир в плане каких-то сюжетов и квестов. Это то, за что люди полюбили Ведьмак 3, и это то, чем цепляет Cyberpunk 2077.

И конечно, арт-дизайн. Хотя бы ради разных видов Найт-Сити стоит поиграть в Киберпанк. Можно спорить о том, насколько удачными получились различные аспекты игры, но арт-дизайн точно вне этих споров. Я уже писал о том, что игра сама толкает тебя на съемку скриншотов. И самое главное - для их создания не нужно особенно стараться. Многие локации как будто создавались для этого - ты просто стоишь в какой-то точке, включаешь фотомод, выравниваешь кадр и у тебя получается впечатляющая картинка.

Меня реально забавляют некоторые диалоги и записки в игре. Иногда кажется, что части из них не помешает озвучка от Кубик в кубе.

Ещё я недавно купил DualSense, и чтобы научиться играть на геймпаде, примерно на середине прохождения начал бегать с ним в Cyberpunk. Здесь тоже стоит отдать должное разработчикам - они круто используют все фишки этого контроллера - например, когда едешь на машине или стреляешь с оружия, адаптивные триггеры сопротивляются нажатию. Прикольный опыт, отличающийся от игры на клавиатуре и мыши.

Размышления по поводу финала игры (спойлеры!!!)

Вообще, перепройдя ещё два раза финальную стадию игры, я задумался на тем, насколько разработчики Cyberpunk философски подошли к финалу игры и судьбе Ви в целом.

Какая бы концовка не была, судьба Ви закончена. Дополнение не исключение - в нем мы становимся обычным человеком без какой-либо возможности носить боевые импланты, кроме того теряем почти всех, кто нас окружает. Оригинальные концовки тоже довольно однозначные - либо смерть Ви в том или ином виде, либо жизнь в ожидании скорой смерти. Жизнь Ви закончилась на свалке после пули от фиксера. Мы лишь участники агонии.

Киберпанк выделяется даже на фоне того же Ведьмака, что у главного героя нет какой-то абсолютно положительной концовки. В этом главная суть киберпанка как жанра - не существует каких-то положительных историй.

Каким бы не был Cyberpunk 2 (2078???), это будет абсолютно новая история и Ви может остаться только в виде живой легенды или какого-то второстепенного персонажа. Иначе 2077 потеряет смысл.

Итог

Что могу сказать по итогу. Если вы не играли в Cyberpunk 2077, то сейчас - самое время. Больше не будет каких-то значимых патчей или дополнений для игры - ждать больше нечего.

Не хочу ставить какие-то планы себе по поводу киберпанка. Сейчас у меня есть желание перепройти игру за male Ви, чтобы заромансить Панам, но я не уверен, что смогу сохранить его ещё на 30-40 часов. Если не сейчас, то еще через 2-3 года, а может и к релизу 2 части я это сделаю.

На этом стоит завершить это спонтанное полотно и в целом историю с Киберпанком здесь, в моих обзорах. Пока это единственная игра, про которую я написал целых два поста.

Спасибо, что дочитали до этого момента! Ниже ещё немного скриншотов, сделанных мною в процессе игры.

Погоняем?
Чо смотришь, усатый?
Хоть где-то у меня есть Порш 911
Целых два
Смотрим в светлое будущее (или не очень)
На улице rain, на душе pain
Анекдот: одна европейская семья...
Ах ты, сукин сын, я в деле
Честно, я иногда реально не понимаю, как можно сделать такие скриншоты
Oh shit, here we go again