Постмортем CS:GO
Пост мортем (также вскрытие, аутопсия, некропсия, секция) — процедура, посмертное вскрытие и исследование тела, обычно с целью установить причину смерти.
Постмортем — посмертная фотография.
Итак, сегодня ночью, скорее всего, Valve зарелизят CS:2 и навсегда уберут возможность играть в CS:GO. Фактически это означает завершение её жизненного цикла.
Все когда-то кончается. Так произошло и с CS:GO. Не многие игры живут 10 лет с поддержкой разработчиков, наличием официальных серверов и матчмейкинга. Не многие игры могут похвастаться миллионным онлайном спустя 10 лет после релиза.
Очевидно, что сам переход является скорее технической мерой. С 2020 года, когда по всему миру прошла пандемия, аудитория CS:GO росла, а в техническом плане игра была устаревшей. И нет, я не говорю сейчас про графику, речь про внутреннее состояние и кодовую базу. Первая версия Source вышла в 2004 году (19 лет назад). Понятно, что движок тоже не стоял на месте, были разные итерации, но если у движка есть фундаментальные проблемы на архитектурном уровне, то простыми обновлениями кода это не решить. Иногда нужно просто смириться и выкинуть его на помойку в пользу нового более крутого решения.Многие говорили, что у разработчиков связаны руки из-за того, что движок и сам код игры представляет собой слоеный пирог с кучей старого кода, каких-то уловок для нормальной работы. Этакий Франкенштейн. И я прекрасно понимаю здесь Valve - чем больше живет игра, тем сложнее что-то менять в коде.
И тем не менее, даже принимая все эти факты во внимание, и характер этого перехода (его можно воспринимать как глобальное обновление, т.к. это все та же игра, даже внутриигровые предметы сохранили), все равно немного грустно от того факта, что CS:GO доживает свои часы. Особой сентиментальности подбавляют и тизеры от Valve в духе "Рассвет перед финальным днем".
В этом посте я хочу прорефлексировать свой "путь" в этой игре. Да, я не киберспортсмен или стример, но наиграл в неё около 4000 часов и на протяжении долгого времени CS:GO была неотъемлемой частью моей жизни.
Начало
У меня нет истории в духе "сначала в CS играл мой старший брат, я увидел и тоже начал", в компьютерные клубы я тоже не ходил, да и до 13-14 лет в игры я почти не играл из-за стремительно падающего зрения.
Знакомство с CS произошло гораздо прозаичнее - когда-то ко мне пришел мой друг Валера и накатил мне Steam и Counter-Strike 1.6 с диска. Тогда для меня это было чем-то странным и не понятным - зачем вообще нужен этот Steam. Я помню, мы играли на cs_office с ботами. Потом пришел мой батя, увидел на компе все это дело и удалил. Не помню его аргументы, но факт остается фактом.
Более осознанное знакомство произошло в более старшем возрасте - мы с друзьями играли в Warface (школьники, чо с нас взять). Однажды мы договорились поиграть с Зябликом, но у него был не очень хороший интернет, поэтому мы сошлись на теме "поиграть в CS 1.6". Я скачал сборку от Русского Мясника, не понимая, что это означает и мы пошли играть на какой-то паблик.
Спустя время мы узнали про CS:GO - более новую и крутую версию. Не помню, при каких обстоятельствах. Это было начало 2015 года. Тогда игра стоила 400 рублей в Steam и для меня в то время это были гигантские деньги. По итогу Валера как-то надыбал эту сумму и тогда мы впервые прикоснулись к CS:GO.
Память удивительная штука. Тот самый первый миг запомнился очень неотчетливо, но я помню игру какой-то другой, более прекрасной, чем я её воспринимаю сейчас.
Через время и я купил себе игру. Тогда у меня был ноутбук без нормальной видеокарты и на видеоядре игра выдавала стабильные 20 фпс, но это не мешало мне наслаждаться игрой. Да, я очень редко делал фраги, но от этого каждый вымученный фраг был только круче и приятнее. Мне потребовалось около месяца, чтобы набить необходимый 3 уровень профиля и начать играть в соревновательные игры.
Откалибровался я примерно на 5-6 сильвера. Не знаю, как. Да, в основном я был на последних местах, но тем не менее получалось делать даже какие-то "хайлайты".
И тем, не менее я ступил на кривую дорожку. Однажды мне дали целых 500 рублей и я решил потратить их на читы. Не знаю, чем я тогда руководствовался, но я зашел чуть ли не на первый попавшийся сайт, купил на нем чит. Я думал, что всех перехитрю - буду читерить на своем втором аккаунте, который не жалко, даже если забанят.
Я скачал этот чит, запустил игру, зашел на первый попавшийся паблик. Поиграть с читом мне удалось минут 15, после чего появилась табличка, гласившая что меня забанила система VAC.
Какое же было моё удивление, когда я обнаружил бан на своем основном аккаунте. Оказалось, что Valve распространяют баны по номеру телефона, а оба этих аккаунта были привязаны к одному номеру.
Я никому не рассказывал эту историю до нынешнего момента - говорил, что не знаю, почему, или что меня забанили за SkinChanger, который я юзал некоторое время. Тем не менее, эта история стала для меня уроком - с того момента я никогда не читерил ни в одной игре (и даже не пользовался всякими там модами), так что воспитательная цель VAC-бана была полностью выполнена.
После этого бана я на некоторое время переключился на Point Blank, пока на очередной распродаже я не купил CS:GO на новый аккаунт - это был июнь 2016 года. С тех пор этот аккаунт здравствует и поныне.
И тем не менее, я все ещё сидел на сильверах. Однажды я продул ноут от пыли, он перестал задыхаться и стал выдавать стабильные 60 фпс. Это улучшило мой уровень и в какой-то момент я даже поднялся до калаша. Тем не менее, калаш стал моим пределом на этом ноуте.
2017
К концу 2016 года мне купили комп. С нормальной видеокартой и процессором, и он уже мог тянуть CS на играбельном уровне в достаточном количестве FPS. Я быстро апнулся где-то до бигстара.
Тогда мы очень много играли именно с друзьями. Я оставался самым стабильным из всей нашей компании, поэтому часто приходилось уходить на второй аккаунт, чтобы играть на более низких званиях. Тогда я увлекаюсь ютубом, делаю разные нарезки и ролики. Может кто-то вспомнит "МЕНЯ ЗАБАНЯТ" или более поздний "ЧУВСТВУЮ ЯЙЦА". Это было наиболее счастливое время. Тогда я не думал ни о чем, а просто играл, играл здесь и сейчас. Для меня не существовало звания, мне важно было лишь настрелять крутых фрагов и затащить конкретную катку. И так по кругу.
Тогда же я пробую себя в разработке игр, углубляюсь в познаниях и пытаюсь в информационные ролики, которые даже набирают просмотры. Примерно в том же году я начинаю следить за киберспортом, разбираться в происходящем, смотреть разные матчи. Были даже попытки в ставки, но они быстро сдулись. Тогда же РАЙЗ начал делать то, что сейчас он называет "дневнички", на совсем небольшую аудиторию, среди которой был и я.
Именно тогда CS:GO становится неотъемлимой частью моей жизни. Я провожу в ней все свободное время, смотрю турниры, записываю какие-то ролики.
Примерно в это же время проходила волна #FIXCSGO. Становится видно, что Valve подзабили на игру, было мало каких-то обновлений. Тем не менее я был сродне влюбленному мальчику - я закрывал глаза на все это, хотя периодами это было сложно. Постепенно друзья перестают играть в CS, я сам начинаю больше играть в свежевышедший PUBG, и тем не менее, я все ещё считаю CS:GO своей любимой игрой.
Тогда становилась популярной тема с тем, что PUBG - убийца CS. Мол, там и античит крутой, и сама игра интереснее. Я смотрел на это с долей скептицизма, и спустя время могу гордо сказать, что был прав: глядя на текущее состояние этих игр, можно однозначно сделать вывод, что тот убийца принес с собой ружье, которое стреляет в обратную сторону.
В декабре Valve делают "Danger Zone" - battle-royale режим в CS, и одновременно с этим делают её бесплатной. "Читерская эпидемия" приобретает новые обороты. Я подробно о ней рассказывал в каком-то своем ролике, расскажу еще раз сейчас.
Отсутствие хорошего античита в CS:GO создало один любопытный эффект. В целом, один читерящий игрок может повлиять на весь матч (это, например, не так в доте - читы там лишь помогают и без глубокого понимания игры читерить и выигрывать игры на 100% не получится).
#FIXCSGO показал сообществу, что античита в этой игре почти нет. Факт, что игра стала бесплатной, увеличил её доступность - теперь читеру не нужно покупать новый аккаунт, когда его забанили.
Понимание этого факта рождает в головах игроков новую установку - игра кишит читерами, которые могут попасться в любой катке. Этот факт заставляет игрока сомневаться в том, что противник, который его убил - честный.
Так проблема накапливается как снежный ком - чем больше игроков говорят, что в игре читеры, тем больше игроков начинают думать на каждого попавшегося и говорить, что в игре много читеров.
Со временем росли и мои амбиции. Мои друзья перестали играть в CS:GO, и играть ради фана в соло я уже не мог, поэтому я начинал играть для достижения каких-то целей. Я дошел до LEM и на этом остановился. С одной стороны я хотел всегда выигрывать, иметь хорошую статистику и апнуть максимальное звание, но с другой стороны я готовился к ЕГЭ и в качестве хобби уделял время разработке игр. Я не мог конкурировать с другими игроками - для этого мне приходилось бы очень много играть и тренироваться, чего делать я не хотел.
#AntiSHIT
Летом 2019 я начинаю снимать новый формат роликов под названием "Аннигиляция", где я в токсичной форме рассказываю о играх. CS:GO стала первой подопытной.
В роликах не было ни намека на какую-то объективность - я просто срал игры за все, за что можно было зацепиться. Было прикольно, плюс под некоторыми видосами реально приходили писать комментарии люди с противоположным мнением.
Тогда я обещал себе не прикасаться к CS. На тот момент она редко получала обновления, читеров становилось больше и больше, а конкурировать с другими игроками я уже был не в состоянии.
К тому же я поступаю в университет, трачу много времени на учебу и дорогу, и мне становится совсем не до игр.
Но в один момент Valve дропают операцию. И я, конечно же, покупаю её и возвращаюсь в игру, при этом я стараюсь не играть соревновательные режимы и выполнять необходимые задания в других режимах.
Я намеренно не писал про скины и все прочее, так как никогда в CS по-крупному не донатил, но хочу поделиться для истории, что с той операции мне выпал скин за 8,6к рублей, а на другом аккаунте за 9,3к.
Хотя скины заслуживают отдельного абзаца. В какой-то момент я прочухал, что капсулы с мажоров растут в цене в несколько раз и пару раз закупался.
Это принесло мне довольно неплохой плюс к деньгам на кошельке Steam, с которых я потом покупал себе игры. Да и вообще, "инвестировать" в CS:GO было довольно приятно.
Потом пришел COVID-19 и все сидели дома. Примерно тогда вышел Valorant, который все снова объявили убийцей CS:GO, а я даже сделал про это отдельный ролик.
Во время карантина мы снова начали активно проводить время в CS:GO. Это можно даже назвать камбеком 2017 года, когда мы всей компанией могли зайти поиграть, не думая о рангах, а просто фаниться и получать удовольствие.
А после карантина снова началась обыденная жизнь. Собираться и играть снова стало некогда.
В 2021 Na'Vi выиграли долгожданный мажор и тогда я понял, что, наверное, я повидал уже все и эта игра не дает мне таких эмоций. Да, мы могли залететь на одну игру очень спонтанно, но это все было не то. Горение в CS было не сопоставимо с моей обычной размеренной и спокойной жизнью. После карантина я и не помню, когда периоды игры в CS для меня были больше одной недели.
Настоящее
В марте Valve анонсировали CS2. Получилось довольно иронично - версия игры на Source 2, которую я так долго ждал, выходит тогда, когда мне на эту игру уже все равно.
Конечно, когда мне дали доступ, я зашел побегать и первое время даже было приятное ощущение от игры. И тем не менее, для меня это уже не то. Как будто я вырос из того возраста, когда я могу соревноваться, а без этого соревнования игра уже не имеет смысл. Да и вряд ли это будут уже те самые эмоции.
Я дописываю этот пост в тот момент, когда Valve активно что-то делают с CS:GO, фактически сейчас - последние минуты её жизни. Я бы мог написать ещё больше, но все сюда не вместить.
Эта игра несколько лет была моей неотъемлемой частью и дарила абсолютно разные эмоции. Эти четыре тысячи часов, которые я провел в игре, не одна тысяча часов за просмотром профессиональных матчей и видео с ютуба, все это навсегда отпечатается в моей памяти.
Да, наверное мне грустно прощаться с CS:GO. Хотя глобально ничего не меняется, переход на CS2 означает новую эпоху, своеобразный дорожный камень, который оставит в прошлом все то, что было с нами в CS:GO.
Хочу сказать спасибо всем моим друзьям и тем, с кем мне просто довелось поиграть, а особенно Валере, Димасику, Ване Зяблику, Арсению, Жене, Илье, Сане, Ромчику, Севе, Лехе, Андрею. Надеюсь, что когда вы читали пост, нашли какие-то моменты, которые мы проходили с вами вместе, и что вы тоже с теплом вспоминаете их.
CS:GO - удивительная игра. Как однажды написали в своем твиттере разработчики, "Легко научиться, тяжело стать лучшим". Эта фраза полностью описывает CS и это не изменится никогда, пока будет жить идея Counter-Strike. А идея будет жить, пока будут жить фаны этой игры.