Виртуальная реальность — разочарование

Виртуальная реальность — разочарование
💡
Это копия старой записи. Дата оригинальной публикации: 30 сентября 2020 года. Ссылка на оригинальную публикацию: https://vk.com/@ofle30r-virtualnaya-realnost-razocharovanie

Салют всем! Недавно ко мне в руки попал шлем виртуальной реальности HTC Vive Cosmos. Поскольку учусь я сейчас дистанционно, то времени для ознакомления с ним у меня было достаточно.

В этой статье я расскажу свои впечатления (это важно!) от данной технологии. Как можно понять из заголовка — я не совсем доволен всем этим.

Это мой первый полноценный опыт погружения в VR (до этого только один раз, 3 минуты на выставке в торговом центре).

Да, когда я только надел шлем, то был удивлен возможностями, которая открывает виртуальная реальность. Я повторю банальную вещь, которую пишут во всех статьях про VR, но действительно — видео на ютубе и даже картонные очки для Android-телефона не передают всех тех ощущений, которые вы получите от полноценного шлема.

Первой игрой, которую, по моему мнению, должен попробовать любой начинающий «испытатель» VR, стала The Lab от Valve. Это небольшой набор мини-игр, которые демонстрируют возможности виртуальной реальности. Когда я только запустил его, открыл первую игру (это была «Рогатка»), моему восхищению не было предела. Первое время эмоции действительно взрывали мозг.

Здесь стоит упомянуть (особенно для тех, кто никогда не играл в VR), что VR-шлемы показывают трехмерную картинку (как в кино) и имитируют трехмерный звук, отслеживают положения головы и рук для полного погружения.

The Lab — демонстрация виртуальной реальности от Valve.
The Lab — демонстрация виртуальной реальности от Valve.

Не будем углубляться в целевое предназначение шлема, который попал ко мне в руки, скажем так — он будет служить в образовательных целях. Для этого он подходит как нельзя кстати. Мы запускали VR-приложение Sharecare VR. Если кратко, в нем можно изучать человеческие органы в виртуальной реальности, смотреть на внутренние процессы и т.д. Не скажу, что без этого нельзя обойтись, но все же это гораздо круче простых картинок или видео. Если бы такую штуку использовали на наших уроках биологии, я бы ходил туда с удовольствием.

Sharecare VR 2017 — человеческое сердце (по-моему с каким-то заболеванием)
Sharecare VR 2017 — человеческое сердце (по-моему с каким-то заболеванием)

И я такой не один, другие люди, которые при мне пробовали шлем, так же как и я сначала, были ошеломлены, хотя первое время были настроены довольно скептически.


Первые разочарования начались, когда я притащил шлем домой, купил HL:Alyx и хотел её постримить. Я наивно полагал, что мой компьютер способен справится с этим.

Игра-то гениальная, но изображение в шлеме постоянно подтормаживало — после поворота головы где-то полсекунды на открытых пространствах картинка как бы «отставала» и перед глазами был черный экран, в который подгружалось изображение, а FPS был нестабилен. В целом, после снижения разрешения, изображение заработало ± нормально, но проблема с FPS особо не решилась. Да, в это можно было поиграть, но даже моя любовь ко вселенной Half-Life не смогла победить тошноту от постоянных скачков времени кадра.

HL:Alyx — кадр с неудачного стрима
HL:Alyx — кадр с неудачного стрима

Поняв, что Alyx я пройти не смогу, я начал искать другие проекты для VR. Beat Saber для меня своего рода «попса», поэтому её я оставил на потом.

Мой выбор пал на Superhot. Это одна из моих любимых инди-игр, с необычными механиками. Могу на 100% сказать, что это одна из самых удачных игр для VR. Она и в обычном режиме на клавомыши играется шикарно, про VR и говорить не приходится. Сложно описать текстом, насколько хорошо механики игры ложатся в формат виртуальной реальности.

Видос от Куплинова позволяет понять смысл игры.

Еще мы с моим братом попробовали Minecraft. Несмотря на то, что Vive Cosmos не имеет официальной поддержки, энтузиасты запилили кастомный мод, который позволяет играть в этом шлеме. Не могу сказать, что впечатления прям шикарные (от передвижения стиком уже блевать тянет, а когда падаешь/плывешь/ летишь, еще хуже становится), но, на удивление, мне понравился этот экспириенс.

Мои впечатления от Minecraft VR.
Мои впечатления от Minecraft VR.

Ну и самый отвратительный опыт — Pavlov VR. Уже после пары минут игры я чувствовал себя хуже чем после поездки в душной переполненной маршрутке по неровной дороге на голодный желудок — укачивало нехило. Да и как нормально и ровно стрелять — я не понял. Безрезультатно пытаясь нормально поиграть, спустя минут 10 я закрыл игру.

Единственная хорошая вещь, что есть в Pavlov VR — иммерсивная перезарядка
Единственная хорошая вещь, что есть в Pavlov VR — иммерсивная перезарядка

Систематизируя весь перечисленный опыт, я могу подвести некоторый итог. Он довольно очевиден — VR пока остается слишком дорогим удовольствием. Компьютер + VR гарнитура уже тянут на 1700+ баксов. Стоит отметить, что чем дороже шлем, тем лучше качество картинки (не особо важно на мой взгляд) и отслеживание контроллеров (может повлиять на VR-expirience).

К этому всему стоит добавить наличие довольно большого помещения. Я играл у себя в квартире на клочке 1.5х2 м. и в просторной комнате — разница чувствуется. Но даже в большой комнате есть риск, например, запутаться в проводе. Для того, чтобы не думать о нем, потребуется заплатить еще 400 долларов за беспроводной модуль.

К этому всему стоит прибавить стоимость VR игр, так как качественных и бесплатных проектов на рынке ещё не появилось.

Второй главной проблемой становится укачивание. Меня укачивало постоянно, хотя, после небольшой адаптации и привыкания к перемещению телепортацией стало лучше.

На самом деле, как геймдизайнер, я вижу проблему не только в вестибулярном аппарате человека, но и в работе геймдизайнеров VR-проектов. Стоит понимать: пока не придумают возможность обманывать вестибулярный аппарат (например, импланты в мозг или какая-то беговая дорожка для VR), геймдизайнеры должны ЗАБЫТЬ ПРО ПЕРЕМЕЩЕНИЕ СТИКОМ. Это реально ломает мозг. Да, может кто-то более устойчив к укачиванию, но проводить большие игровые сессии в VR у таких людей все равно не получится.

Это все накладывает и серьезные ограничения на мультиплеерные соревновательные игры, по типу CS:GO в VR. Хотя, конечно, кто захочет — поборет и тошноту, но вопрос — нужно ли?

Да и хороших проектов для VR выходит не так много. Да, Steam завален играми для VR, но часто — это эксперименты небольших инди-команд на пару часов геймплея.

Большие компании не рискуют делать серьезные проекты для VR, и теперь долго не рискнут. Ещё раз вспомним про HL:Alyx. Несмотря на то, что Valve сделали лучшую VR-игру в индустрии со всех точек зрения, поиграли в неё от силы 2 миллиона человек, что, несомненно, много для VR-индустрии, но совершенно ничтожно для ААА-проекта от крупного издателя.

Данные от портала Steam Database
Данные от портала Steam Database

Делать VR-игры просто не выгодно и начинающим разработчикам, ввиду высокой стоимости шлемов. Да, Oculus реализуют поддержку, рассылая шлемы всем достойным, но для начала нужно что-то им продемонстрировать, а без наличия VR-шлема разработать что-то для VR почти не возможно.


Не стоит воспринимать этот текст как мнение в последней инстанции. Я описал основные проблемы, с которыми вы можете столкнуться при покупке VR-шлема.

Сейчас индустрия находится в подвешенном состоянии, долгоиграющих проектов, кроме Beat Saber, не наблюдается, а среди инди попадаются стоящие, но зачастую найти что-то под свой вкус, не перепробовав разные проекты на ощупь.

В идеале, каждый должен определиться сам, например, в каком-нибудь VR-клубе, которые сейчас есть в большинстве крупных городов.

У VR-шлемов есть другие применения, кроме игр. Сейчас их все чаще используют в архитектуре, образовании, дизайне и многом другом. Возможно, вы работаете в одной из этих сфер и шлем будет как нельзя кстати.

Мне повезло на несколько дней попробовать виртуальную реальность, определить для себя её подводные камни. Я сделал вывод, что пока я не готов к покупке своего шлема: нужно, как минимум, сильно обновить комп.

Не хочу сказать, что у VR нет будущего. В текущем состоянии эта технология не так совершенна, как хотелось бы. Люди работают над удешевлением, улучшением этой технологии. Сейчас лететь и брать на последние деньги VR точно не стоит. Через года 3-4 посмотрим.

P.S. а у меня есть еще пара дней до того, как я должен отдать шлем, пойду поиграю в чонить :3

Мой вердикт VR
Мой вердикт VR

Спасибо всем, кто дочитал до этого момента. Подписывайтесь на паблик, делитесь этой записью с друзьями! Всем удачи и пока-пока!